Имя польз.    Пароль     
На главную
-ads-
СЕГОДНЯ
Поиск

Поиск (Google)
Разделы
   »  Лента
   »  Общество
   »  Финансы
   »  Официально
   »  ЧП
   »  Спорт
   »  Бантик
Спецпроекты
   »  Дата
   »  Подкаст
Архив
   »  Культура
   »  Природа
   »  Подробно
   »  Статистика










Просмотры: 14310    Рейтинг: Откл.  
Декабрь 28, 2006 12:01 ::: Центр обработки информации, Алматы

Операция "Легализация"


Из нелегала в законные трудяги. В Казахстане 31 декабря завершается разовая акция по легализации незаконных трудовых мигрантов. За 5 месяцев узаконили свое право на труд свыше 150 тысяч гастарбайтеров. Предположительно, бюджет страны за счет налогов от зарплаты иностранцев, приехавших в нашу республику в поисках лучшей доли, пополнится более чем на 1 миллиард тенге. Эти цифры превзошли все ожидания чиновников. Иностранцев же, которые не воспользовались возможностью и не легализовались, в январе ждут штрафы и выдворение из Казахстана.


  Казахстан превратился в региональный центр приема трудовых мигрантов. При этом поток иностранных граждан в нашу страну ежегодно возрастает. Если в прошлом году в Казахстан прибыло почти один миллион двести мигрантов, то уже в этом – страну посетило около двух миллион иностранцев. И это только по официальным данным Министерства внутренних дел республики. Причем из 600 тысяч иностранных граждан одна треть – нелегальные трудовые мигранты. Как правило, эти люди не зарегистрированы в Миграционной полиции, незаконно прибывают в нашей стране, работают, а вот налоги в государственную казну не платят.

   Чтобы хоть как-то урегулировать этот процесс в Казахстане, глава государства подписал закон «Об амнистии в связи с легализацией незаконных трудовых мигрантов». Документ вступил в силу 1 августа этого года. Это своего рода первый эксперимент по узакониванию нелегалов в нашей стране. Официально разовая акция завершается 31 декабря, но уже сейчас ее результаты превзошли все ожидания, считает Елена Садовская, эксперт независимого исследовательского Совета по миграции в СНГ. По информации пресс-службы МВД Казахстана, на 27 декабря органы внутренних дел выдали 156 тысяч миграционных карточек особого образца иностранцам, которые незаконно трудились в нашей стране. А государственная казна от налогов от заработной платы гастарбайтеров, по предварительным подсчетам, пополниться более чем на один миллиард тенге. Такого результата предвидеть не мог никто. Чиновники планировали, что узаконить свое положение захотят не более 100 тысячи нелегалов, да, и в первые месяцы акции желающих легализоваться было немного, поэтому некоторые отечественные эксперты говорили о провале этой идеи.

…Если учесть, что мировой опыт проведения таких акций предполагает, что легализуется около трети мигрантов, то мы можем сказать, что это очень успешный итог, особенно, если сравнивать с Россией, где, хотя и экспериментально проводился такой опыт по легализации, но, тем не менее, было легализовано всего семь тысяч. Но все-таки население России больше, вернее число трудовых мигрантов там больше в раз в 10-ть, по оценкам, чем у нас.

   Однако все не так хорошо. В этом законе есть и свои недостатки, говорит Елена Садовская. Так, например, получить миграционные карточки и узаконить свою деятельность могли лишь те иностранные граждане, которые приехали к нам за 60 дней до вступления закона в силу, т.е. за два месяца до начала акции. Кроме того, закон никак не коснулся тех, кто приезжает в Казахстан на так называемые сезонные работы и мелких предпринимателей – тех, кто торгует на рынках.

…Конечно же это значительно сократило число легализованных мигрантов, незаконно работающих, потому что наши казахстанские трудовые миграции, основной поток – это временные трудовые мигранты - это сезонники. Это те, кто прибывает на работы летом. Сельское хозяйство, табак, на хлобководстве заняты многие, в строительстве. И это те, кто работает летом, т.е. они приехали летом и не имели возможности здесь легализоваться.

 …Не подлежали легализации и мелкие предприниматели, торговцы, которые уже не годами, а десятилетиями снабжают нас круглый год фруктами, овощами, сухофруктами, орехами и т.д. Эти индивидуальные предприниматели, которые торгуют на рынках, они также не подлежали легализации. И, я думаю, поскольку трудовая миграция, особенно из Узбекистана в Казахстан, будет увеличиваться в ближайшие годы, то эту акцию нужно повторить с учетом уже наработанного опыта, позитива и негатива.

  Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан. Это именно те страны, из которых в Казахстан едут гастарбайтеры в поисках лучшей доли и заработка. Наибольшее количество нелегалов зарегистрировано в Алматы – более 23,5 тысяч человек, на юге страны и в столице – свыше 10 тысяч иностранных граждан. Нелегалы в основном трудятся на стройках, на базарах. Это малоквалифицированные люди, у которых порой нет специального образования. Поэтому соглашаются на низкооплачиваемую работу, от которой сами казахстанцы отказываются. Независимый эксперт Елена Садовская уже много лет занимается исследованиями. Изучает, как живут мигранты в Казахстане. На ее счету не один научный труд. Поэтому, как никто другой, знает о проблемах иностранных граждан, прибывших в Казахстан.

…Проблемы по существу начинаются на границе, т.е. при пересечении границ, как признаются сами мигранты. С них  часто вымогают взятки, даже те, кто приехал и зарегистрировался, к сожалению, и это является основной проблемой. Они трудоустраиваются, не имея контрактов, не имея договоров. И в связи с этим их положение очень уязвимое, они нарушают закон и этим пользуются некоторые представители правоохранительных органов, которые просто в определенные дни ездят и собирают определенную дань, - все это по словам мигрантов. В тоже время я не хотела бы идеализировать самих мигрантов. Те, кто к нам приезжает, они не всегда имеют квалификацию и образование у них не высшее, а начальное или среднее, т.е. они заняты неквалифицированным трудом, получают они не много, стараются не афишировать своих доходов и, естественно, они не платят никаких налогов. К сожалению, выгоден найм без контракта и работодателям, потому что он позволяет им не платить налоги. Второй блок, конечно же, связан с условиями труда мигранта. Пользуясь тем, что трудовые мигранты работают без контракта, они подвергаются жесточайшей эксплуатации, многие работают с утра до вечера, у них нет выходных, они получают мизерную зарплату.

   Причем, говорит Елена Садовская, обо всех этих проблемах мигранты знают. Но, тем не менее, это их не пугает. Им гораздо страшнее жить на Родине, которая терпит социально - экономический упадок, чем незаконно прибывать в более развитой стране. Вот и вынуждены таджики, кыргызы, узбеки, а сейчас еще и россияне мигрировать.

…Основная причина – это выживание. Т.е. ситуация экономическая, социальная в этих странах, странах исхода - в Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, - такова, что у людей нет работы, чтобы заработать, нет средств, чтобы прокормить свою семью. Поэтому это миграция экономически мотивированная, другим словом, вынужденная миграция. Люди сознательно принимают решение ехать туда, зная обо всех трудностях, но они едут, чтобы здесь найти работу, заработать, чтобы их семьи выживали. Они высылают деньги и это позволяет их семьям жить в течение полугода, когда они снова возвращаются на новый сезонные работы, в феврале-марте.

…Второе, конечно, – это избыток рабочей силы. Объективно существует избыток рабочей силы в этих странах и в то же время существует потребность в рабочей силе в Казахстане. И поскольку мы потеряли очень много квалифицированных специалистов в 90-ые годы, сейчас во времена динамичного экономического роста мы испытываем растущую потребность в рабочей силе. И это вот как раз две основные причины – у нас улучшающаяся экономическая ситуация и потребность в рабочей силе, а у них избыток в рабочей силе и плохая экономическая ситуация. То, что социологи называют притягивающими и выталкивающими факторами.


   Проблемы нелегальной трудовой миграции должны решаться не только в стране приема, но и в странах исхода, считает независимый эксперт. Только совместными усилиями государств можно чего-либо достичь.

….Предупредить массовые потоки нерегулируемых трудовых мигрантов из стран в Центральной Азии можно только путем создания рабочих мест в этих странах. Это решение экономических проблем в Таджикистане, Узбекистане и Кыргызстане – это и есть решение проблем трудовых миграций, в первую очередь, коренным образом, принципиальным. Тоже относится и к Казахстану, у нас очень много внутренних проблем, касающихся рынка труда, у нас около трети населения являются самозанятыми, это около 2,8 миллионов человек. Это огромное число рабочих рук – две трети из них заняты в сельском хозяйстве и живут в селах. Остальные – это городские жители, это квалифицированные специалисты, это те, кто в 90-ые годы работал на выживание, челночил, вот они так и остались на базарах, ведь это люди с образованием, с квалификацией. И Казахстану нужно обратить, наконец, внимание на решение этой проблемы - на возвращение этих специалистов к работе путем переквалификации, возможно. Эти люди востребованы у нас в системе образования, в здравоохранении, нам нужны технические работники и т.д. Огромнейшая потребность. И этот неиспользованный человеческий потенциал сейчас нужно возвратить в экономику.

К тому же, нужно совершенствовать законодательную базу, налаживать международное сотрудничество, уверена Елена Садовская.

…Наше миграционное законодательство просто ниже всякой критики. Потому что наши миграционные потоки внутри Казахстана изменились коренным образом в 2000 годы, а закон «О миграции населения», он как был написан в 90-ые годы и потом лишь модифицирован в 97 году. Он так и остался по-прежнему сконцентрирован на репатриации этнических казахов. При том многообразии миграционных потоков, которые существуют сейчас - это и трудовая миграция, и эмиграция, и вынужденная репатриация – беженцы, незаконная миграция, а у нас маленький закон в 40 с небольшим статей. Правоприменительная практика требует совершенствования.

…Институциональное обеспечение ... у меня просто тоже нет слов!!! Потому что рекрутинговые агентства, сеть которых должны быть по всему Казахстану, которые должны легко контактировать с подобными же организациями и в России и по всей Центрально Азии, они же постоянно подвергаются критике, то они трафик организовали, то еще что-то, т.е. нет очень мало самих агентств занятости. Они слабо между собой связаны, они, к сожалению, и не связаны и с министерством и, конечно же, самое главное - государственное регулирование слабое в том смысле, что Комитет по миграции по-прежнему, как и закон, сосредоточен на репатриации.

 
  Уже в январе следующего года в Казахстане начнутся оперативно-профилактические мероприятия – стражи правопорядка будут выявлять иностранцев, которые не воспользовались возможностью и не легализовали свою деятельность. А полученные данные от акции позволят казахстанским чиновникам и ученым лучше понять миграционные процессы в нашей стране и, возможно, выработать направления по привлечению иностранной рабочей силы законным путем.





Последние новости рубрики

©2005-2014 Internews  |  info:[email protected]  |  О проекте