СЕГОДНЯ
09.08 (00:38)-
Движение — в залог07.08 (16:44)- Сделано в Казахстане: До 600 тонн халвы в месяц производит Алматинский продукт28.07 (22:24)- Лето 2015 - готовность номер один26.06 (23:24)- Частная медицина: технологии или люди, кто у кого на службе?19.06 (19:35)- Бытовые кондиционеры - секрет летней прохлады19.06 (19:20)- Казахстанский альпинист хочет покорить вершины 52 стран Европы13.06 (14:44)- Успешный бизнес: Зачем нужны тренинги?03.06 (16:39)- Компания Travelsystem сообщила о приостановке работы |
|
Право имеющие?Еще со времен СССР и до сегодняшнего дня в этой области страной принято законов, заключено международных соглашений, конвенций и договоров более тридцати. Два года назад Казахстан исключен и
Темирлан Тулегенов, эксперт по защите авторских прав, Начальник юридической службы АО «Казахфильм» имени Шакена Айманова: "Когда я работал президентом Антипиратской ассоциации, мы за полтора года выявили такие факты, благодаря которым на специальной коллегии Генеральной прокуратуры было заявлено о том, что пиратский бизнес находится по своим оборотам в Казахстане на третьем месте после продажи оружия и наркотиков. То есть, работает отлаженный трафик поступления пиратской продукции на казахстанский рынок. И естественно это коррупция". Еще пару лет назад генпрокуратура приводила данные: около 90% продающейся в Казахстане мультимедийной продукции является контрафактной. А это значит, миллионы тенге не поступали в бюджет страны в виде налоговых отчислений. Пока лишь только раз в год силовые структуры объявляют операцию «Интеллект», в ходе которой заставляют «трепетать» реализаторов пиратских CD, DVD-дисков. Возможно, в недалеком будущем профилактика будет проводиться чаще. Но есть другая сторона медали. Проблема защиты авторских прав творческих людей: певцов, музыкантов, композиторов, литераторов и других. Ведь в перспективе и они внесут весомый вклад в экономику страны. Например, согласно исследованиям Всемирной организации интеллектуальной собственности, в США вклад национальной интеллектуальной индустрии, основанной на авторских правах, включая шоу-бизнес, достигает 12% ВВП. Это порядка 500 млрд. долларов, что превышает общий объем американского экспорта одежды, автомобилей, компьютеров, самолетов. "Государственные деятели не понимают такую мировую истину, что основой шоу-бизнеса и соответственно основой культуры является как раз таки авторское право. Оно позволяет творческому человеку зарабатывать. То есть, получать гонорары за использование его интеллектуальной собственности. И, к сожалению, это неведение, непонимание пока лишь замечается в виде борьбы с контрафактной продукцией. Потому что сама государственная система управления интеллектуальной собственностью она немного, как мне кажется, не соответствует мировым требованиям именно в части построения нормального цивилизованного, отвечающего мировым требованиям шоу-бизнеса. У нас шоу-бизнеса нет почему? Потому что нет людей, которые этот бизнес делают бизнесом. И прежде всего, продюсер-бизнесмен должен знать как «Отче наш» авторское право. Потому что, опять таки на этом зарабатывает. Проблема кроется в том, что шоу-бизнеса в Казахстане нет, нет нормального шоу-рынка, хотя все его части присутствуют в стране. Это приводит к тому, что наши корпоративные вечеринки не могут обойтись без российских артистов, не можем жить без российских телесериалов, не можем жить без российской музыки и так далее, и тому подобное. Речь не идет о российских антинастроениях, речь идет о том, что, если Казахстан суверенное государство, то соответственно у Казахстана должна быть своя полноценная культура, своя развитая шоу-инфраструктура". Искреннее возмущение Темирлана Тулегенова понятно. Юрист занимается проблемой защиты авторских прав с 1996 года – тогда он сам столкнулся с нарушением своих авторских прав как поэта-песенника. "…с тех пор я только этим и занимаюсь, что объясняю артистам, помогаю им заключать договоры, в которых бы не ущемлялись их интересы, помогаю в виде юридического сопровождения их проектов, то есть запись альбомов. Сейчас я работаю на Казахфильме, мы наводим порядок с интеллектуальной собственностью Казахфильма, чтобы казахстанские фильмы имели успешный прокат, потому чтоопять таки это интеллектуальная собственность, и чтобы она хорошо продавалась нужно четко знать свои права. Тем более, что тот же российский кинорынок, те же мировые кинорынки как раз успешны в том, что там на первом плане вопрос, связанный с авторскими правами". Итак, проблема кроется в том, что многие из творческих людей, включая тех же представителей СМИ, не знают своих прав, потому и бедные. А между тем еще в 1996 году в Казахстане принят закон «Об авторских и смежных правах». В 1998 году Правительство подписало Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений. Сейчас Казахстан является полноправным членом ряда международных договоров, соглашений, конвенций, действующих под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности. Кроме Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции, у нас действуют две общественные организации – Казахстанская ассоциация защиты авторских и смежных прав, Казахстанское авторское общество. Конечно, нельзя сказать, что эти организации отличаются высокой активностью, но определенный объем своих работ, включая, в первую очередь юридические, они выполняют. Другое дело, что представитель творческой профессии сам мало контактирует с этими организациями. Вот, например, человека далекого от перипетий шоу-бизнеса, президента Центрально-Азиатской ассоциации предпринимателей Талгата Доскенова сильно «ударил по сердцу» вопрос: а «получил ли хоть раз Майкл Джексон авторские гонорары от Министерства юстиции Казахстана, возглавляемого Загипой Балиевой?» (цитата из газеты «Время»). Предприниматель даже отправил поп-звезде письмо электронной почтой. Бизнесмен высказал претензии не по адресу. Как объясняет Темирлан Тулегенов, в данном случае к государственным органам это не имеет никакого отношения. Но случай, рассказанный со слов Талгата Доскенова, в газете «Время» действительно был, и не один. "…Я сам за руку ловил некоторых сотрудников или якобы сотрудников, которые прикрывались Казахстанским авторским обществом и по сути вымогали деньги у различных предприятий общественного питания, как бы преследуя целью соблюдение авторских прав казахстанских авторов и тех же исполнителей. Это люди, которые работают по простой схеме. Они приходят в какой-нибудь ресторанчик, где исполнитель поет, перепевает песни. Человек платит за заказ, просит, чтобы была исполнена какая-нибудь песня казахстанского автора. На следующий день, а естественно, он это записывает на аудио или на видео, хозяин этого кабака получает претензию в порядке десяти тысяч долларов. В итоге претензия в интересах такого-то исполнителя. «Вы нарушили его права, поэтому вы должны заплатить такую-то, такую-то сумму в виде компенсации». Когда происходит сама встреча, делается предложение: «ну, в принципе, за тысячу долларов я мог бы этот конфликт разрешить». То есть, это не что иное, как прямое вымогательство". Инцидент с мошенничеством плавно перетекает в критику деятельности Казахстанского авторского общества. Безусловно, свои основные функции она выполняет: заключает лицензионные договоры с пользователями, прямые договоры с зарубежными авторско-правовыми организациями о представительстве, собирает авторские гонорары. Но… Нет у этой организации прозрачности. Практически никаких контактов со СМИ. Действует она в Алматы, но координаты Казахстанского авторского общества невозможно найти, даже обращаясь в телефонные справочные службы. Своего рода тайная ложа массонов. "…К сожалению, сколько времени я занимаюсь авторскими правами, столько времени мне приходится критиковать деятельность этой организации. Потому что она до сих пор заинтересована в том, чтобы казахстанские авторы и вообще творческие люди не знали своих прав. А в мутной воде, как вы сами знаете, можно много чего наделать. Потому что, если бы эта организация эффективно работала, а значит, еще больше бы собирала денег. От этого выигрывали бы, прежде всего, казахстанские авторы и от этого выигрывала бы казахстанская культура". А вот в плане выдачи патентов у нас все очень даже неплохо. По крайней мере, в этой области жалоб, обнародованных в СМИ, в республике не было. Практически в каждом городе есть патентные бюро, головной офис – Национальный институт интеллектуальной собственности. Любой казахстанец имеет возможность зарегистрировать свое изобретение. Тем более, что по количеству регистрируемых патентов, мы входим наряду с Россией и Украиной в тройку лидеров среди стран СНГ. Но вернемся снова к старой песне о главном - шоу-бизнес находится в Казахстане в эмбриональном состоянии. И его, казалось бы, мелкие неприятности носят симптомы насморка. Но где, гарантия, что этот насморк не превратится в воспаление легких? И тогда уже понадобятся экстремальные меры. Случаи плагиата в России и Казахстане учащаются. А что у нас воровать, мы же из ряда развивающихся стран, скажет обыватель. С большой вероятностью можно утверждать, что это далеко не так. Возможно, наш евразийский менталитет, в основе которого не всем понятные великодушие и лень, не позволяет говорить о том, что кто-то своровал аранжировку, мелодию, фразу, цитату, web-дизайн и так далее. Сначала мы изумляемся, затем умиляемся «нас копируют, нас пиарят», причем, бесплатно. Даже примадонна российской эстрады Алла Пугачева не подняла скандал из-за использования американским рэпером фрагмента песни из кинофильма «Женщина, которая поет». Вероятно, из-за безбедности существования, да и не до этого ей сейчас. Пока на уровне эмоций возмущаются и наши представители творческой элиты. Интернет – обширная область для плагиата, а обворованный может и не догадываться. Казахстанские фотохудожники подают большие надежды, а значит, их работы кто-то может использовать там, далеко, например, в Прибалтике. А может, звучит мелодия казахстанского автора где-нибудь на чужбине, а он об этом даже и не подозревает. "Они выплачивают. В том-то и дело. Я сам не верил таким вещам, но когда какой-то оркестр, я не буду говорить какой, который исполняет произведения, например, того же Тлеса Кажгалиева, зарубежный оркестр. Они выплачивают, потому что эти деньги приходят в Казахстан на основе вот договоров. Это мировая система авторского права. Она очень отлаженно работает, и почему за рубежом творческий человек уверен, что это бизнес. Он, написав одну песню, зарабатывает миллионы. А почему мы не можем этого делать? Мы же, в конце концов, тоже цивилизованные люди и тоже стремимся в мировое сообщество". «Чудесным» образом ноябрь этого года и начало декабря стали временем правового ликбеза. Сначала Комитет по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции организовал заседание «круглого стола» на тему «Защита авторских и смежных прав», где наши мэтры казахстанской музыки получили конкретные советы. Затем Алматы посетили российские правозащитники и провели Международный семинар «Авторское право. 21 век», в котором пришли к выводу, что необходимо создать специальное соглашение между странами СНГ по интеллектуальным правам. Получается, лед уже тронулся. "…И такие мероприятия естественно нужны. Но, конечно же, всем хочется, чтобы это было более активно, более эффективно, чтобы это доходило, прежде всего, до творческих людей. К сожалению, очень часто эти мероприятия проходят только лишь по инициативе самого уполномоченного органа без привлечения того же Авторского общества более активного, без привлечения средств массовой информации более широко. То есть, месячник прошел и все, можно забыть на полгода об авторских правах. …Я скажу крамольную такую вещь... Авторское право напрямую способствует развитию культуры. Соответственно возникает вопрос, почему тогда эта структура не находится в системе Министерства культуры? Потому что, я считаю, тогда все стало бы логично. Ведь Министерство юстиции по сути обладает только лишь функциями по санкционированию административных преследований". Давайте будем активными или хотя бы законодательно подкованными. Свои права как граждане демократического государства мы должны знать назубок. И тогда мы будем любить свою родину, которая всегда преподносит нам возможность стать процветающими – знали бы мы всегда свои права. "… В наших творческих вузах юридический предмет - там не авторское право, то есть, как заработать на своем таланте, а основы государства и права, зачем им это надо?" Мало того, можно процветать даже за счет своих талантливых предков. Например, родственники Элвиса Пресли, которые обладают авторскими правами на песни короля рокн-н-ролла, заработали только в прошлом году 56 миллионов долларов. Это говорит о том, что и у нас потомки знаменитостей имеют право на последующие денежные «лавры». То есть, за использование произведений в течение 70 лет со дня смерти автора, его правонаследники могут получать гонорары. Как?.. "...Есть обычная процедура, когда автор умер, определяется, кто является наследником его прав. И этот наследник должен заявить либо в Казахстанское авторское общество, либо в какие-то еще законом установленные органы - в суд, чтобы его признали именно наследником на эти произведения, и соответственно уже в дальнейшем все пользователи произведений своего, как вы сказали, пращура, они должны иметь дела с этим наследником, и там уже он сам будет определять, на каких условиях будет использоваться это произведение". Так что, хочешь быть богатым, будь им. Чтобы не быть непризнанным гением, нужно эксплуатировать свой интеллект в свою же выгоду, было бы не лень. При наличии опекунов это доступно даже ребенку. Почаще интересуйтесь Законом, заходите на юридические порталы Интернета. Помогая себе, вы помогаете своей стране быть цивилизованной и стать полноправным членом мировых сообществ. "… Приходится часто слышать, когда люди говорят «а закон не работает, закон не совершенен». Но, в то же время: ребята вы сами пробовали его использовать?" Последние новости рубрики
13.04 (15:31)-
Мульчер на базе К-701 Петра-ЗСТ28.08 (01:54)- Как увеличить продажи с помощью SEO?31.07 (23:28)- Гидроизоляция промышленных и гражданских сооружений25.06 (15:53)- Марочная сантехника: почему качество обойдется дешевле?04.06 (15:50)- Бизнес под прессом21.03 (14:29)- «Бэби-бум» - это по-нашему!09.01 (13:19)- Надежда на квадратные метры |